ИНКЛЮЗИВНЫЙ МУЗЕЙ
ПЕРВЫЙ ШАГ.ГЛАВНЫЙ ШАГ
ИНКЛЮЗИВНЫЙ МУЗЕЙ.КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ.ЯЗЫК И ЭТИКЕТ.
То, как мы говорим, тесно связано с тем, что думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. К сожалению, многие привычные нам слова, понятия и фразы, в том числе употребляемые по отношению к людям с инвалидностью, по сути своей - «ярлыки» и оскорбительные стереотипы.В наших разговорах частенько звучат такие выражения, как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «обычный/неполноценный», «умственно отсталый», «даун», «калека» и т.п. Всегда ли уместно их применение? Что они означают на самом деле? Чьи чувства задевают?
К сожалению, до сих пор в Статье 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» сохраняется такое определение: «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Таким образом, человек с инвалидностью рассматривается как «больной», несамостоятельный и нуждающийся в опеке.Но в в Конвенции о правах инвалидов , указано, что «инвалидность — это эволюционирующее понятие, она является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».Другими словами, инвалидность – это препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными, психическими особенностями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из разных сфер жизни. То есть инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие. И это одна из форм социального неравенства.
КОГДА ВЫ ГОВОРИТЕ О ЛЮДЯХ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
ИСПОЛЬЗУЙТЕ слова и понятия,НЕ создающие стереотипы:Человек с инвалидностью (используемый в законах и нормативах официальный термин «инвалид» – допустим, но не рекомендуется к употреблению в речи и в текстах).При сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности:человек без инвалидности.
Пожалуйста,постарайтесь ИЗБЕГАТЬ слов и понятий,создающих стереотипы:Человек с ограниченными возможностями, человек с ограниченными способностями;больной;искалеченный, покалеченный, калека; неполноценный;человек с дефектом/недостатком здоровья.При сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности не используйте:нормальный / здоровый.
Это не сложно.Запоминаем:
ЧЕЛОВЕК С ИНВАЛИДНОСТЬЮ и ЧЕЛОВЕК БЕЗ ИНВАЛИДНОСТИ.
ВСЕ ДЕТИ - РАЗНЫЕ.ВСЕ ДЕТИ - РАВНЫЕ
ТРИДЦАТЬ ТРИ ДЕДА МОРОЗА
Большое спасибо детям и их родителям за доверие к нашим мероприятиям.Спасибо Студии детского творчества и развития "АБВГДЕйКА" (Самонова Александра),Союзу Кыштымских мастеров (Зулькарнаева Елена).
МУЗЕЙ ДЛЯ ВСЕХ!
Кыштымский музей принимает участие.