КЫШТЫМСКИЙ НЕКРОПОЛЬ

Nekropol

Старое кладбище Кыштыма. Могилы супругов Толкачёвых до разорения

В ограде храма Рождества Христова сохранилось захоронение Александра Григорьевича Дружинина. Как ни странно, не все кыштымцы знают об этой могиле. Мы не будем сейчас касаться личности человека, чьё тело упокоилось в освящённой церковной земле. Мы посмотрим на саму могилу, как образец погребальной культуры конца XIX века. С момента погребения прошло больше ста лет, а все элементы могилы состоятельного человека из семьи кыштымских заводовладельцев сохранились практически в неизменном виде. Всё сделано добротно, основательно, на совесть. Расколота лишь надгробная плита с эпитафией. Но виновато не время. Виновато безбожное коммунистическое прошлое, когда подобные захоронения целенаправленно разрушались. Вот и на эту могилу кто-то покусился, и она сохранилась только чудом.Могила Дружинина окружена металлической решёткой на каменном фундаменте. Блоки тесаного камня превратились в монолит.

Nekropol 1

Захоронение Александра Григорьевича Дружинина в ограде храма Рождества Христова

Все девять столбиков, которые держат каркас решётки с геометрическим крестообразным орнаментом, стоят строго вертикально. Сами столбы – пример каслинского литья. Их грани украшают восьмиконечные кресты. Есть калитка. Войдя в ограду, мы увидим саму могилу с высоким надгробным ажурным восьмиконечным крестом. Такие кресты в своё время в разделе «Памятники и надгробные плиты» входили в рекламные проспекты каслинского завода Кыштымского горного округа. Крест с постаментом напоминает модель № 298. Свет сочится сквозь ажурную вязь креста, и массивная чугунная отливка выглядит лёгкой и изящной.

Nekropol 2

Захоронение Александра Григорьевича Дружинина в ограде храма Рождества Христова

Стоит сказать, что узор металлической ограды на могиле Дружинина очень похож на элементы ограды семейного места Карпинских на старом кладбище (кладбище «3-й километр»). Сохранилась фотография похорон главного управляющего Кыштымским горным округом Павла Михайловича Карпинского. На ней за траурными венками просматриваются элементы ограды. Эти детали подтверждают, что в Кыштымских заводах была своя похоронная практика. Заказчики могли выбирать ключевые элементы захоронений из каталогов (памятники и кресты) и пользовались услугами местных производителей – камнетёсов и кузнецов.

Почему мы столь подробно рассказали о могиле Дружинина? Да потому, что других аналогов в Кыштыме больше не осталось. А когда-то оформление этой могилы было, пожалуй, даже скромнее, чем у других состоятельных кыштымцев, похороненных на кладбище «3-й километр». Больше двух лет наш Музей занимается проектом «Кыштымский некрополь» и у нас только крепнет убеждение, что в советский период истории кладбище с могидами «богатеев» подверглось разграблению. Надгробные памятники (а многие из них представляли из себя отличные образцы камнерезного искусства!) выворачивались из земли. Художественные чугунные элементы (кресты и памятники) шли в переплавку.

Нашествие мародёров. Святотатство. Беспамятство. Глумление над покойными… Какие ещё определения можно использовать, если мы видим, что с могил украли все металлические элементы. Если сами памятники подвергались разрушению. Если есть подозрения, что некоторые могилы вскрывались в поисках ценностей. Если даже в наши дни с исторического кладбища исчезают фигурные надгробия (надо полагать после обработки их перепродают под видом новых).

Повторимся ещё раз. С южной стороны храма Рождества Христова есть образец старинного захоронения, которое и через век выглядит пристойно. А все другие, на кладбище, подверглись осквернению.

Nekropol 4

Очевидно, что не будь в 1920-30-е годы субботников по заготовке надмогильного металла (есть документальное подтверждение), то наше кладбище было богаче памятниками, чем каслинское, ставшее туристическим объектом.

Кладбище – это ценный памятник истории. Все, что произошло с городом, со страной, отразились на нём. Этот постулат лёг в основу проекта «Кыштымский некрополь». Мы изучаем период с момента его образования (считается, что с 1860 года) и до 1917 года. Страница проекта есть на сайте Кыштымского музея. У нас есть своя страничка ВКонтакте.

В заключение скажем, что проект «Кыштымский некрополь» это и исследовательский проект, который даст дополнительные сведения по истории Кыштыма, и нравственный, гуманистический. За два года сотрудники музея накопили некоторый объём материала по кладбищу «3-й километр». Пока изучена лишь зона, прилегающая к главному входу. Проводились замеры части сохранившихся памятников, частично расшифрованы эпитафии, уточнены некоторые персональные данные похороненных. Составляется схема захоронений. Мы будем делиться этой информацией с вами, уважаемые земляки и любители истории. Мы надеемся на ответную реакцию, будь то дополнительные сведения по захоронениям, или готовность помогать Музею в экспедициях на кладбище, или желание хоть как-то помочь в его очистке от завалов мусора. Кладбище – это живой слепок истории, оно объединяет нас. Времена беспамятства не должны властвовать над нами. На кладбище похоронены люди, чьими руками создавалась слава кыштымских заводов и самого поселения. Не может быть любви к Кыштыму без уважения к памяти тех, кто покоится в кыштымской земле.