КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
19
20
21
22
23
24
25
26
27
29
30

МУЗЕЙ

DSCN7172

 

 

 

 

 

 

 

    Мечтая, мы надеемся, что всё будет хорошо. Столь уютный и кажущийся неизменным мир, каким мы его видели в детстве, не утратит своей доброты и ясности. Всё будет хорошо! Может ли большой мир обидеть нас, сделать нашу жизнь невыносимой? Мечтая, мы становимся сильнее. Именно мечта дает нам силы жить,воплощать свои надежды, менять мир, в котором мы живем. Музей устремлен в прошлое, и мечтая о своем будущем, всматривается в лица людей, след которых уже давно растаял.

 УСПЕШНЫЙ МУЗЕЙ-ЭТО

Михаил Пиотровский-директор Государственного Эрмитажа

Успех музея сегодня находится только в руках музейных профессионалов.Среди критериев успешности, одним из главных, на мой взгляд, является ощущение изменения собственной аудитории. Вторым важным критерием я бы назвал ощущение современного контекста, в котором существует музей. И в этом смысле, способность музея меняться и соответствовать требованиям времени. Успешный музей – музей, который является частью современности. И это означает, что успешный музей постоянно предлагает своему посетителю новые ощущения и впечатления.

Михаил Гнедовский-ведущий аналитик Московского центра музейного развития

Успешный музей – это такой музей, который является органической частью сегодняшней, современной культуры.Есть прекрасная формула Николая Федоров: «Музей – это пир на кладбище». В самом деле, музей предъявляет нам прошлое или что-то чужое, иное, отличное от того, к чему мы привыкли, что составляет естественный контекст нашей жизни. Но сверхзадача музея – сделать это нужным, близким, живым, вступить в диалог с прошлым или с иной, непонятной культурой, сделать нашими собеседниками давно ушедших людей.Пытаясь быть современными, многие музеи активно используют новейшие средства коммуникации, создают виртуальные объекты и мультимедийные инсталляции, насыщают экспозиции экранами или транслируют информацию прямо на мобильный телефон посетителя. Другие музеи, наоборот, тщательно избегают технических ухищрений, изгоняют из экспозиции современную экранную культуру, пытаются обнажить реальность, представленную в коллекциях, активно работают с пространством, стремятся создать в экспозиции особую атмосферу. Третьи ведут постоянный диалог с посетителями или рассказывают человеческие истории, которые разворачиваются «по ту сторону» экспонатов.Как и в других областях, здесь нет готовых рецептов. Задача, которая, по Федорову, является абсолютно мистической, на современном языке называется «творческой». И если музей строит и последовательно реализует творческую стратегию, основанную на внимании не только к коллекциям, но и к посетителям, – такой музей рано или поздно добьется успеха, то есть станет авторитетным и влиятельным агентом в мире современной культуры.

Владимир Гриценко, директор Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» 

Успешный музей, конечно, не определяется тем, что крыша не течет, и даже не размером его бюджета. Успешный музей – это музей, который ставит перед собой реальные задачи и в независимости от кризиса пытается решить свои проблемы. Мне кажется, все музеи, которые я знаю, работают именно так, не обращая внимания на обстоятельства. Это не означает, что они живут вне этих обстоятельств, но они просто осознают контекст и продолжают работать. Это те музеи, где не говорят о кризисе или цене на нефть, а которые подобно лягушке из известной сказки быстро перебирают ногами и, в результате, обретают под ногами твердую почву. Я считаю, что основа успешности для наших музеев и вообще нашей деятельности может быть сформулирована в духе «Делай, что должен и будь, что будет».Среди своих коллег в российских музеях я считаю успешными: музей Мирового океана, где директор постоянно удивляет своими проектами и результатами, а также Николая Ильича Левина, директор музея в Спасском-Лутовиново, Наталью Ивановну Грамолина и музей «Поленово». Хорошим примером также может служить наш тульский военный музей, который формально находится в весьма тяжелом состоянии. У музея нет своего помещения, но он ведет активную выставочную деятельность, которая заслуживает уважения, и, на мой взгляд, является примером успешным музеем.

Анна Клюкина, директор Государственного Дарвиновского музея

Если не касаться вопроса финансирования, то, на мой взгляд, успешный музей – не обязательно большой, это зачастую маленький музей. Успешный музей любят его жители в том месте, где он находится – в городе, селе, любой точке. На мой взгляд, успех музея наступает тогда, когда жители того места, где он находится, начинают заботиться о своем музее, они ходят в этот музей помногу раз. Как добиться подобного отношения – другой вопрос. Очевидно, что маленькому музею нужно предпринимать не меньше усилий, чем большому музею по привлечению своей публики. Пожалуй, всем музеям кроме самых крупных, таких как Кремль или Эрмитаж, надо постоянно трудится над тем, чтобы местное население приходило бы в музей несколько раз в год.Сегодня недостаточно сейчас просто сделать экспозицию. Сейчас можно создавать совершенно удивительные музейные проекты, интерактивные, выставочные программы с вовлечением населения города. Если музей как культурно-образовательный центр становится притягательным местом, особенно для семейного посетителя – это успех.

Александр Дремайлов-Государственный исторический музей

Что такое успешный музей сегодня? Этот вопрос, который я себе задаю почти каждый день. В данный момент я придерживаюсь следующего мнения об успешности музея (именно в России).Это музей, в который люди приходят не один раз. Здесь, правда, стоит упомянуть о необходимости в методах, навыках и умениях мониторинга ситуации. Но если люди приходят в музей не один раз, это значит, что администрация музея полагает, что не посетители существуют для музея, а музей для посетителя и тщательно продумывают те мелочи, которые доставляют людям удовольствие и физическое, и моральное. Это означает, что в музее есть все, что удобно для жизни - парковка, кафе, приветливый персонал и, конечно, экспозиция, которая не парит над посетителем с краткими непонятными этикетками, а сделана для посетителя и сопровождается деликатно сделанной, удобной и емкой информацией. Такая экспозиция побуждает к размышлению (именно это и доставляет удовольствие), она удобна и для самостоятельного изучения, и для визита в компании друзей (с обсуждениями и спорами) и с семьей, особенно с семьей с маленькими детьми!Одним словом, успешный музей тот, в котором невооруженным взглядом видно, что в этом музее любят людей!

Владимир Толстой-Советник Президента Российской Федерации по культуре и искусству, Секретарь Совета по культуре при Президенте Российской Федерации

Моя личная точка зрения состоит в том, что успешный музей – это музей креативный, творческий. Это музей, который фонтанирует идеями, где рождаются новые проекты. Музей не может и не должен быть статичным. У него может быть отличное финансирование, прекрасная коллекция, но еще нужна выдумка, музейное творчество и то, что я бы назвал околомузейным творчеством, направленное на посетителя, на людей, который возможно даже и не собирались приходить в музей. При таком подходе люди уже не могут не прийти, потому что знают, что будет что-то удивительное, поражающее их воображение.Такие музеи могут быть совсем маленькими или крупными. Их невозможно сравнивать по объемам деятельности, а по уровню выдумки, идеи, неожиданных проектов сравнение весьма уместно. Хочется верить, что музей, который я возглавляю уже шестнадцать лет можно отнести к разряду успешных музеев, поскольку жизнь в нем не прекращается ни на один день, и она очень разнообразна. С одной стороны, здесь тихо идут научные исследования, которые потом нас поражают своими результатами, а с другой – семинары, конференции, театральные события, которые происходят каждый. Сейчас в Ясной Поляне идет проект «Сад гениев», и мне приятно, что жизнь в усадьбе кипит с утра до ночи, и люди уходят отсюда счастливыми.Говоря об успешности музея, я специально не упомянул о взаимоотношениях с государством, которое будто специально решило испытывать российские музеи на прочность, придумывая все новые и новые барьеры. Правда, это касается не только музеев, но и всей социальной сферы.Мне представляется, что критерии успешности очень четко сформулированы Европейским музейным форумом (ЕМФ) и реализуются на площадке ежегодной конференции The Best in Heritage в Дубровнике. В обоих случаях именно на основе этих критериев музеи приглашаются к участию, и жюри определяет лучшие музеи Европы.