КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

КОЛОСОВСКАЯ ЭМИЛИЯ ИВАНОВНА

Создатель лучшего музея в области.Человек ,принадлежащий сердцем и душой музейному делу.Мастер,продемонстрировавший виртуозное владение музейными технологиями.Кыштымский музей любит Вас,помнит Вас,несравненная Эмилия Ивановна!

Эмилия Ивановна Колосовская  и музей,созданный ею,пример того,как обострённое чувство памяти,уважения к судьбам и делам людей,позволили ей стать профессионалом в музейном деле.Все,кто имеют отношение к музейному делу в Кыштымском городском округе,просто обязаны изучить экспозицию музея Кыштымского медицинского училища.

Emiliya 3

Душа музея. Эмилия Ивановна Колосовская

Величие души раскрывается не в великом,но в повседневном.

Мишель де Монтень

Введение

Трудно писать о человеке, когда этой темы уже касался настоящий «мастер пера», но я согласился только потому, чтобы мои воспоминания легли в основу нового, ныне не существующего, отдела музея медицинского училища, посвящённого памяти самой его создательницы – Эмилии Ивановны Колосовской. Ведь именно из множества таких мелких мозаичных частичек памяти разных людей и складывается цельный конкретный образ, о котором хочется помнить всю жизнь и рассказывать своим детям и внукам.Сегодня на просторах всемирной паутины можно найти много сухой протокольной, порой противоречивой информации по данной теме, скрывающей между строк действительно огромную душу настоящего человека с большой буквы. Перечитывая эти краткие справочные материалы, в моей памяти всплывают события давних лет, считающиеся ныне историческими.Ура! Оказывается я жил в те годы и как многие единомышленники Эмилии Ивановны Колосовской на протяжении длительного времени оказывал ей всяческую посильную помощь. Вот об этом, что осталось между строк и хотелось бы написать.Перед тем, как приступить к раскрытию трудной для меня, но столь важной для нас всех темы, побывал в стенах родного училища, навестил «детище» Эмилии Ивановны, посетил место, где ныне покоится моя учительница, перелистал ещё раз старый семейный альбом и лишь тогда взялся за перо. А начну, пожалуй, с первого знакомства, которое буду помнить всю свою жизнь.

Первая встреча

Первая встреча с Эмилией Ивановной Колосовской произошла при весьма курьёзных для меня обстоятельствах. Было это в далёком 1988 году. Я собирался поступать в Кыштымское медицинское училище и направился на вступительные экзамены. Но в силу своей молодости, определённой доли безответственности и юношеской бесшабашности безнадёжно опоздал на вступительный экзамен по русскому языку. Нервно расхаживая у дверей кабинета, за которыми происходил вступительный экзамен, соображал, куда ещё смогу пойти учиться. По истечении отпущенного времени двери кабинета распахнулись и все абитуриенты степенно разошлись по своим делам, а я, потупив взгляд, стоял перед преподавателем, боясь дышать и шевелиться.К моему удивлению, Эмилия Ивановна, не раздумывая открыла подсобное помещение, предложила сесть за стол и, не считаясь со своим личным временем, повторила весь только что надиктованный материал вступительного экзамена для меня лично! Вот так, благодаря её доброму порыву я был зачислен в училище, а после его окончания состоялся как дипломированный специалист и, продолжаю работать по выбранной специальности и по сей день.Как бы сложилась моя дальнейшая судьба, если бы не душевный порыв Эмилии Ивановны, сейчас можно только догадываться.

Создание музея

Наверняка идея создания музея вынашивалась Эмилией Ивановной долгие годы, но именно в 1988 году, с искреннего одобрения и партнёрской поддержки директора училища тех лет, Виктора Николаевича Классен, начинается активная работа по подготовке к открытию первого выставочного зала. В стенах учебного заведения повсюду видна кипящая физическая работа и бурная интеллектуальная деятельность. В помещении будущего музея уже трудились плотники и художники, а Эмилия Ивановна, окрылённая успехом, ходила по аудиториям и ежедневно, взахлёб рассказывала нам, несмышлёным первокурсникам о перспективах развития своего выпестованного детища.Именно тогда родилась идея создания отдела, посвящённого интернациональной дружбе, и был брошен клич о сборе кукол в национальных костюмах, символизирующих многоликость нашей студенческой братии советского пространства. В этот период во всеуслышание была высказана мысль о возможной переписке с выпускниками предыдущих лет, которые волею судьбы были заброшены за пределы нашей необъятной Родины.А в 1988 году была выдвинута идея создания фотоальбомов каждой обучающейся группой и преподносящей в дар музею свой эксклюзивный выпускной шедевр, чтобы спустя много лет увидеть себя юного на редких, порой единственных фотографиях годов своей бурной молодости.Помимо вышеперечисленного мы охотно поддержали идею создания демонстрационных муляжей на конкурсной основе, которые бы помогали в подготовке выбранной профессии. Знаю, что и по сей день в стенах музея хранится демонстрационный бинт для обучения основам десмургии. Жив и муляж, поясняющий принцип экскурсии грудной клетки и физиологической работы лёгких, а также много других экспонатов, ставших историческими, благодаря энтузиазму и настойчивости нашего педагога Э. И. Колосовской. Существует ли эта традиция и по сей день, мне доподлинно не известно, но «Иваны, не помнящие родства» встречаются в нынешнее время очень часто.Самым первым выставочным экспонатом стала стеклянная голубая чайница доктора Валентины Сергеевой. И Эмилия Ивановна очень дорожила этим подарком, всем посетителям музея при случае демонстрировала этот хрупкий раритет.Поскольку площади музея были невелики, то его хранительницей была разработан целый тематический план посещений для каждой из обучающихся групп.Сегодня музей насчитывает более 10 000 экспонатов. Профессионально скомпонованные стенды и насыщенные удивительными подробностями экспозиции могли бы сделать честь любому областному историческому хранилищу.

Последняя встреча

Никогда не забуду свою скоротечную последнюю встречу с Эмилией Ивановной, которая состоялась у неё на квартире осенью 2014 года. Передо мной лежал всё прекрасно понимающий человек, измождённый болезнью, но по-прежнему одержимый идеей написания новых музейных материалов. На рабочем столе, в одном только ей известном порядке, располагались краткие наброски от руки, прочитанные письма, старые фотографии. Перехватив мой взгляд, Эмилия Ивановна улыбнулась и многозначительно дала понять, что непременно найдёт в себе силы закончить начатое и воплотить всё задуманное в жизнь. Мне казалось, что её мечтам уже не суждено было сбыться, так как 11 октября 2014 года сердце прекрасного человека перестало биться.

Прощание

Я глубоко заблуждался. Смысл фразы, сказанной Эмилией Ивановной при последней встрече, стал ясен лишь тогда, когда я прибыл в ритуальный зал больничного городка и увидел хорошо режиссированный ею самой и продуманный до мелочей сценарий прощания. Казалось, это не мы прощаемся с ней, а она уходит в мир иной, покидая нас, и демонстрируя всем свою последнюю творческую работу. Безупречный стиль чувствовался в подготовленном фотоальбоме у входа в указанное место, прослеживался на протяжении всей скорбной церемонии, даже прощальная классическая музыка была подобрана в одном лишь ей известном порядке. А само погребение было соблюдено в строгом соответствии с её пожеланиями и последней просьбой…

Послесловие

Не скрою, я не нашёл в себе силы до конца перелистать представленный альбом, надеюсь сделать это в скором будущем, но память о таком душевном человеке я сохраню в своём сердце навсегда. С особым трепетом теперь отношусь к подаркам Эмилии Ивановны, сделанным членам моей семьи. Это с любовью подаренный толковый словарь Даля, незатейливая, но такая необходимая в повседневной жизни, сахарница, книга рукописных шрифтов, незаменимых при оформительских работах и преподнесённая в дар рубашка, в память о своём безвременно ушедшем сыне Дмитрии.Можно сказать, что в нашем доме есть свой минимузей Эмилии Ивановны Колоссовской. Да, она не любила афишировать свои добрые дела, никогда не ставила броских автографов на своих подарках, но тем дороже и ценнее для меня её памятные вещи.При всей своей публичности Эмилия Ивановна до последних дней оставалась человеком скромным, такой и осталась в моей памяти. Посещая её могилу, я вспомнил строки Бориса Пастернака, декламированные ею при жизни: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, над рукописями трястись. Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех. Но надо жить без самозванства, так жить, чтобы, в конце концов, привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов...».

Анисимов Сергей Алексеевич


 

Эмилия Ивановна была  и останется Душой Музея.А созданный ею Музей стал зримым воплощением её Души.


Музей Кыштымского филиала Миасского медицинского колледжа

Так получилось, что я, студентка Кыштымского филиала Миасского медицинского колледжа, начала писать о нашем музее, ещё даже не побывав в нём. Вот как всё произошло.Наше учебное заведение раньше называлось Кыштымским медицинским училищем им. С. Д. Нарбутовских, в честь врача – руководителя кыштымской больницы и начальника военного госпиталя на Ближней Даче.У нас есть собственный музей истории училища. Он историко-мемуарный, в нём хранятся материалы, связанные с судьбами тех, кто учился и работал в училище. К сожалению, попасть в музей поначалу не было возможности. Отчаиваться и отказываться от своего замысла – написать о музее – я не стала и решила начать поиски информации сама. Для этого пришлось знатно побегать, но оно того стоило.Выяснилось, что в городской библиотеке архивы не такие уж и большие. В музее города тоже не так много информации об училище, как хотелось бы, а интернет вообще меня поразил: в нём я не нашла ничего важного, хотя обычно именно там мы и черпаем почти всё. И я решила взяться за ещё один вариант поиска: пообщаться лично с людьми, знавшими основателя музея. Узнала, что его создателем и хранителем являлась Эмилия Ивановна Колосовская, филолог по специальности, выпускница Уральского государственного университета.Отработав положенные три года по распределению в Петровске-Забайкальске, Эмилия Ивановна уже тогда задумалась, а тем ли путём она идёт. Ведь она не хотела быть учителем. Для нее филология – это не предмет, а сплошной праздник. Поэтому, первый раз войдя в класс, для себя она решила, что «преподавать надо так, чтобы появились сочувствующие, понимающие и принимающие тебя слушатели и единомышленники, а занятия не превращались в пытки учащихся». И ученики, и студенты Эмилии Ивановны не просто изучали литературу как дисциплину, а исследовали творчество писателей, писали рефераты. Они влюблялись в литературных героев и... в свою преподавательницу. И даже спустя сорок лет Эмилия Ивановна перезванивалась и переписывалась со многими своими учениками, а некоторые и помогали ей в дальнейшем.В филологи Эмилия Ивановна пошла только потому, что любила читать книги. Да и музейным делом увлеклась исключительно благодаря историческим образам, взятым из книжек, но в более выпуклых и подробных деталях. Чем больше она находила удовольствие в преподавательстве, тем настойчивее её не отпускала мысль: хочу работать в музее. К созданию своего музея её подталкивали и дальние – столичные, питерские и прочие поездки, во время которых она посещала различные музеи. В итоге Эмилия Ивановна уже было смирилась с тем, что мечта останется мечтой, ведь и возраст пенсионный на горизонте, как пригласил её к себе директор медучилища, где она работала завучем, Виктор Николаевич Классен и сказал: «Эмилия Ивановна, я не раз слышал от вас об идее создания музея. Беритесь!».

У Э. И. Колосовской нашлась уйма помощников, которые и подумать раньше не могли, что будут помогать «за так». Кого-то искать, переписываться с разными людьми, рыться во всевозможных архивах. И всё это ради того, чтобы найти маленький листочек или фотографию, как весточку из дальних лет. «Мы были раньше вас, мы думали о вас и мы снова с вами!».Эмилия Ивановна создавала музей по своей личной задумке, расставляя все экспозиции в особой последовательности, известной поначалу только ей. Она разделила всё на несколько частей. Каждый «зал» имеет имя. В первом представлены «ступени истории», в нём собраны материалы об известных докторах Кыштыма: С. Д. Нарбутовских, В. А. Сергеевой, А. П. Силаеве. Во втором зале находятся экспонаты довоенного, военного и послевоенного периода. А третий носит название «Созвучие сердец и нравов», здесь выставлены подарки музею от выпускников училища разных лет. На сегодняшний день в музее насчитывается уже около 10 тысяч собранных и каталогизированных экспонатов. В будущем году ему исполнится 30 лет.Поиски информации в очередной раз привели меня в библиотеку колледжа, где произошло чудо! Библиотекарь Сафонова Татьяна Михайловна с разрешения недавно назначенного директора провела для меня экскурсию в музее.

Я – будущая медсестра, вовсе не специалист в музейном деле, но сразу поняла, что многие экспонаты имеют весьма значительную ценность. Как, например, барельеф Пушкина работы итальянского ремесленника начала XIX века. В своё время его вызволил доктор Сергеев у санитарки, которая закрывала барельефом кринки с молоком. Она подобрала эту вещицу на пожарище после сожжения и разгрома усадьбы князей Волконских.Лично меня очень тронули несколько более простых экспонатов и экспозиций. Висящий в шкафчике белый халат с чепчиком пятитысячной выпускницы училища 1989 года Ирины Жирковой. Сейчас она работает на скорой помощи в Озёрске. Муляж «Сердце на ладони», который в память об А. П. Силаеве сделал и подарил музею Александр Петрович Миронов, оформитель первой редакции музея. В экспозиции «Созвучие сердец и нравов» собраны национальные экспонаты – кукла в башкирском костюме, украинский веночек и другие – как напоминание о представителях тех народов, которые приезжали к нам учиться: русских, башкирах, украинках, белорусах, казашках, грузинках, гречанках.Обойдя всю экспозицию, я остановилась у стенда с фотографиями Эмилии Ивановны Колосовской, где меня привлекла фраза: «Память – вот что определяет неповторимость личности... Жить можно только в памяти и памятью, и наша духовная жизнь есть не что иное, как стремление нашей памяти продолжить стремление нашего прошлого стать будущим...».

Вот уже на бумагах и по факту Кыштымский филиал Миасского медицинского колледжа – вместо Кыштымского медицинского училища... Но – есть музей, музей того самого медучилища! Есть выпускники, кто собирал экспонаты. Есть те, кому дорога эта память, и есть люди, которые помнят человека, вложившего душу в этот музей. А душой его навсегда останется Эмилия Ивановна Колосовская.

Бабаева Дилбар