СКОЛЬКО ВИДАНО ПЕРЕВИДАНО...
Фотофонд Кыштымского историко-революционного музея насчитывает почти три тысячи фотографий (2681 единиц основного фонда и более 300 фотографий в научно-вспомогательном фонде). В музее также хранятся и плёночные негативы. Фотографии, как и другие предметы музейной коллекции, поступали в музей на протяжении всей истории его существования. Что касается создания коллекции негативов, то для музея это сравнительно новое направление фондовой и научно-исследовательской работы. Необходимый опыт хранители музейных предметов нарабатывают, общаясь с коллегами из других музеев. Существует и нормативная база, раскрывающая особенности организации хранения фотонегативов, их классификации и воспроизведения изображений для музейного использования.
В Кыштыме среди плеяды замечательных фотографов XIX-XX вв почётное место занимает Николай Павлович Молоков (1937-2003). На сегодня Музей располагает частью его фотоархива, в состав которого входят более тысячи негативов. К сожалению, сам фотограф не придерживался чёткой системы в указании события, места и времени съёмки. В бумажных пакетиках может быть несколько частей от негативных плёнок (обычно по 5-6 кадров), объединённых какой-либо тематикой. Например, такая надпись: «Горком. Воропаев. Мартынов. Бабка Власиха. Тихонов В. В. 1971». Или: «Наш город. 1986». При этом в таких пакетах могут быть и негативы с другой тематикой, и с разных плёнок. Напомним, в период, когда главенствовала чёрно-белая фотография, на стандартной и самой распространённой «узкой» 35-миллиметровой плёнке размещалось до 36 кадров 24х36 мм. Вот эту плёнку и резали фотографы на части по 5-6 кадров для лучшей сохранности негативов и облегчения поиска необходимого материала. Но это не исключало и того, что часть негативов могла оставаться свёрнутой в рулоне.
Работа с архивом Н. П. Молокова движется по двум направлениям. Во-первых, сохраняя авторские подписи на пакетах, нужно определить, насколько соответствуют им имеющиеся негативы. Во-вторых, проводится оцифровка негативов, и создаётся банк данных по наследию кыштымского фотографа. Предполагается, что в дальнейшем эти материалы будут публиковаться на сайте Кыштымского музея.
Конец 60-х годов XX века. Редкий снимок – фотокор Н. Молоков сам попал в кадр. Фото В. В. Казакова
Николай Павлович Молоков 37 лет проработал фотокорреспондентом в газете «Кыштымский рабочий». Должность «фотокора» подразумевала, что человек должен мастерски владеть не только фотоаппаратом, но и пером. В газету Молоков пришёл в 1960 году и в подшивках последующих десятилетий встречаются и снимки, и различные материалы за его подписью.
Заметка Н. Молокова о приезде в Кыштым Ю. Левитана. «Кыштымский рабочий» от 22 мая 1964 года
Чаще всего текст и снимки шли единым материалом. Газетные публикации Н. П. Молоков подписывал и своей фамилией, и псевдонимами, например, «Павлов». В 2000 году, когда газета «Кыштымский рабочий» отмечала своё 70-летие (газета издаётся с 28 октября 1930 года) редактор Л. Н. Чеботина (работала редактором в 1990-2019 гг.) написала статью о фотокорреспонденте, назвав его старейшиной «Кыштымки». Публикация интересна тем, что приоткрывает «кухню» газетной жизни и содержит биографические подробности о жизни Н. П. Молокова. Перескажем некоторые из них, поскольку они характеризуют не только человека, но и дают представление о ценности его фотоархива для истории Кыштыма.
«16 мая 1960 года молодой, кучерявый на ту пору Николай Молоков впервые переступил порог «Кыштымского рабочего» в качестве принятого в штат фотокора, – пишет Людмила Чеботина. – Подходит к нему Артур Васильевич Щербаков и говорит: «Есть срочное задание. Надо ехать в район леспромхоза. Там у нас есть лошадь, арендованная в госбанке, но никто из нас не умеет запрягать. Ты, Коля, вятский парень, должен справиться». Первое редакционное задание Молоков тогда выполнил без заминки. Коллектив признал его своим».
40-летие газеты «Кыштымский рабочий». Н. Молоков – крайний слева. Из фондов КИРМ
Даже не знаешь, чему здесь больше удивляться. То ли лошадью, которую в аренду сдавал госбанк, то ли журналистам, которые на задания выезжали на конной тяге. Безусловно, интересен и эпизод с полётом Гагарина в космос.
«Гагарин в космосе! – пересказывает события Л. Чеботина. – Эта сенсация мгновенно облетела всю страну. Молоков получает задание: немедленно на какой-нибудь завод – и снимок на первую полосу. Поехал он не на какой-нибудь, а на «Шлифзерно», где работал до редакции в механическом цехе. Вывел на улицу рабочих, попросил их всех поднять головы к небу. 10 минут щелкал затвор ФЭДа. А Гагарин, как потом выяснилось, уже давно вернулся обратно».
Газетчик Молоков присутствовал на всех значимых городских мероприятиях, будь то ввод нового дома, или приезд в город высокопоставленных чиновников. Затвор его фотоаппарата строчил как пулемёт…
Советский магазин. Цифровая копия с негатива Н. Молокова
Фотокорреспондент запечатлел легендарного лётчика Михаила Петровича Девятаева и диктора Юрия Борисовича Левитана, когда они приезжали в Кыштым. Среди негативов есть кадры со сказительницей Серафимой Власовой. Фотокорреспондент активно снимал участников войны, Почётных граждан города, передовиков производства, митинги, молодёжные мероприятия. Надо понимать, что в период советской истории страны газета являлась органом горкома КПСС. Частенько партийные командиры давали газете разные задания, в том числе по подготовке различных стендов, и тут уже редактор газеты подключал своего штатного фотографа.
Почётный караул у памятника В. И. Ленину. Цифровая копия с негатива Н. Молокова
Участник Великой Отечественной войны С. С. Пестов. Цифровая копия с негатива Н. Молокова
Юбилей пионерской организации. Цифровая копия с негатива Н. Молокова
В газете от 15 июля 2003 года коллектив «Кыштымского рабочего» опубликовал некролог Николаю Павловичу Молокову. Сообщая о его кончине, журналисты пишут:
«Неугомонный и непоседливый фотокорреспондент «Кыштымки» прошагал вдоль и поперёк весь город, все его окрестные села, был вхож на любое предприятие. Его знали если не все, то очень и очень многие. Он был прост в общении, отзывчив, соучастлив и в радости, и в минуты скорби и печали. Балагур и весельчак, Николай Павлович тяжело переживал, когда газета перешла на новую технологию и на смену традиционной фотоплёнке пришли цифровые камеры».
Мне также доводилось быть знакомым с Николаем Павловичем и могу сказать, что добрые слова журналистов – правдивы до последней буквы. Сам он любил приговаривать: «Сколько видано, перевидано – вспомнить будет о чём».
Вот ещё цитата из некролога:
«…За две недели до смерти Николай Павлович позвонил в редакцию и сказал, что хочет написать книгу-воспоминания о своих репортёрских тропах. Не успел. Но чёрно-белые фотографии, коих немало хранится в редакционном архиве, надолго продлят его репортёрский век, помноженный на нашу память о своём коллеге, беззаветно служившем газетному делу».
Возможно, музейный проект по изучению архива фотокорреспондента Молокова станет той самой книгой, о которой он мечтал. Коллекция негативов (и цифровые фотокопии), когда будут выявлены хронологии, события и место съёмки – станут подлинной фотолетописью Кыштыма последних десятилетий XX века.
В газете от 15 июля 2003 года коллектив «Кыштымского рабочего» опубликовал некролог Николаю Павловичу Молокову. Сообщая о его кончине, журналисты пишут:
«Неугомонный и непоседливый фотокорреспондент «Кыштымки» прошагал вдоль и поперёк весь город, все его окрестные села, был вхож на любое предприятие. Его знали если не все, то очень и очень многие. Он был прост в общении, отзывчив, соучастлив и в радости, и в минуты скорби и печали. Балагур и весельчак, Николай Павлович тяжело переживал, когда газета перешла на новую технологию и на смену традиционной фотоплёнке пришли цифровые камеры».
Мне также доводилось быть знакомым с Николаем Павловичем и могу сказать, что добрые слова журналистов – правдивы до последней буквы. Сам он любил приговаривать: «Сколько видано, перевидано – вспомнить будет о чём».
Вот ещё цитата из некролога:
«…За две недели до смерти Николай Павлович позвонил в редакцию и сказал, что хочет написать книгу-воспоминания о своих репортёрских тропах. Не успел. Но чёрно-белые фотографии, коих немало хранится в редакционном архиве, надолго продлят его репортёрский век, помноженный на нашу память о своём коллеге, беззаветно служившем газетному делу».
Возможно, музейный проект по изучению архива фотокорреспондента Молокова станет той самой книгой, о которой он мечтал. Коллекция негативов (и цифровые фотокопии), когда будут выявлены хронологии, события и место съёмки – станут подлинной фотолетописью Кыштыма последних десятилетий XX века.
научный сотрудник музея Красильников И.С.