1780

Положение старообрядцев в Кыштымском заводе во времена Н. Н. Демидова

Источник:

Белобородов С. А., Боровик Ю. В. Староверы горнозаводского Урала:страницы истории согласия беглопоповцев/часовенных XVIII – начала XX в.Екатеринбург. Издательство Уральского университета.2017. Издание Уральского федерального университета им. первого президента России Б. Н. Ельцина. Лаборатория археографических исследований.С. 139-140

…Основанный в конце 1740-х – начале 1750-х гг. Каслинский завод изначально был в большой степени заселен раскольниками. Все владельцы завода (Коробков, Демидов, и, особенно, Расторгуев) и управляющие (например, Харитонов и Зотов) покровительствовали старообрядцам. Можно предполагать, что первая часовня появилась в заводском поселке уже к 1780-м гг.

В начале XIX в. число каслинских староверов быстро и значительно увеличилось, благодаря «систематической поддержке со стороны заводовладельцев и управляющих». Вместо сгоревшего деревянного здания для старообрядческой часовни в 1815 г. выстроили каменное, существенно увеличив его размеры. Еще одна моленная была устроена около 1811 г. на берегу оз. Касли при так называемой «богадельне»99. Если в 1820 г. каслинская старообрядческая община насчитывала 461 человека, то к 1827 г. их число выросло до 594, а в 1831 г. составило 618 человек100 (из 3 тысяч обитателей). Лишь с конца 1830-х гг. после ссылки Г. Ф. Зотова и П. Я. Харитонова и назначения главноуправляющими заводов Расторгуевых Ф. Петрова и Л. Ослоповского начинается более или менее регулярная «борьба с расколом». Одним из ее результатов стало запечатывание каслинской часовни в 1841 г. и появление в заводском поселке Успенской единоверческой церкви, куда было передано «имущество» старообрядческой часовни (в том числе «древний деревянный напрестольный крест, в который вложены частицы св. мощей и ризы Господней»)101.

В Кыштымском заводе (действовавшем с 1760 г.) деревянный молитвенный дом был устроен около 1780 г. В пяти верстах от него, на берегу озера Анбаш, «при богадельне» с 1810 г. существовала еще одна небольшая моленная102. Однако с 1840-х гг., в связи с разорением анбашского скита и переходом руководителей местного старообрядчества в единоверие (в частности, Т. П. Зотова), кыштымская община пережила не лучшие времена. Молитвенный дом настолько обветшал, что староверам пришлось покинуть его и приспособить для богослужения другие помещения.

Примечания:

99 К истории православного старообрядчества // ЕЕВ. 1903. № 12. С. 356.

100 К биографиям преосвященных Иоанна и Аркадия Пермских. С. 126.

101 Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. С. 588–589.

102 К истории православного старообрядчества // ЕЕВ. 1903. № 12. С. 356.

С. 339

Приложения

Приложение 1

Крупнейшие общины Невьянского, Нижнетагильского и Екатеринбургского старообрядческих обществ во второй четверти XIX в.1

Населенный пункт (количество старообрядцев)

Молитвенное здание,время появления

Передача единоверцам

Каслинский завод

(608 человек)

54. Покровская (?) часовня. 1780 г.

Запечатана в 1841 г.

Кыштымский завод

(909 человек)

55. Часовня. 1780 г.

 

Примечания:

1 Источники: ГАПК. Ф. 65. Оп. 2. Д. 816. Л. 628–635; Д. 817. Л. 53, 92–95, 102, 151–15; Варушкин Н. О единоверии в Нижнетагильском заводе и его округе // Православ. собеседник. 1867. Ч. 1. С. 9–12 ; Шишонко В. Н. Пермская летопись. Пер. 5. Ч. 3. 1702–1715. Пермь,1889. С. 109–110 ; К биографиям преосвященных Иоанна и Аркадия Пермских // ЕЕВ. 1899. № 5. С. 126 ; Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902. С. 592–600.